Мы сильнее, чем наш страх!
Рождается малыш, он растет и познает окружающий его мир. В этом мире маленькому человечку даже самые очевидные, понятные явления и события могут казаться загадочными и устрашающими. А все потому, что они еще не познаны им. Неизвестность всегда беспокоит человека и порождает в его душе страх.
Страх – одна из самых древних врожденных эмоций, возникающая на основе инстинкта самосохранения. Страх является реакцией на действительную или мнимую опасность. С одной стороны, страх выполняет защитную функцию, с другой - эта эмоция негативно влияет на психическое и физическое состояние организма человека.
Современные исследования показали, что около 40% детей подвержены различного рода страхам. Эти цифры также подтверждены исследованиями, которые проводились на базе МАОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества города Энгельса среди детей дошкольного возраста.
Мы получили следующие данные:
Детей, имеющих повышенный уровень тревожности и различного рода страхи, выявлено – 33%;
Детей, имеющих оптимальный уровень тревожности и количество страхов, не превышающих возрастную норму – 67%
Таким образом, страхам подвержены - 33% дошкольников, и это не маленькая цифра. Безусловно, данная категория детей нуждается в психологической помощи и поддержке.
Рассмотрим основные причины возникновения детских страхов:
- Конкретный случай, который напугал ребенка (захлебнулся в воде, укусила собака и др.);
- Нарушение взаимоотношений с близкими взрослыми (повышенная требовательность взрослых, запугивание, гиперопека, дефицит общения, внутрисемейные конфликты и т. д.);
- Особенности темперамента и характера ребенка (тревожность, мнительность, неуверенность в себе);
- Повышенный уровень тревожности у самих взрослых, которые находятся в постоянном и близком контакте с ребенком;
- Нарушение взаимоотношений со сверстниками (ребенка не принимает детский коллектив);
- Развитая детская фантазия, воображение;
- Стремительный ритм современной жизни и др.
В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдают следующие негативные тенденции:
- Ребенок социально не адаптирован, зачастую не умеет устанавливать контакты с другими детьми и развивать дружеские взаимоотношения.
- Ребенок боится сделать что – либо неправильно, беспокоится, что его неверные действия могут вызвать насмешки у сверстников и критику взрослых.
Если вовремя не вмешаться и не помочь ребенку преодолеть детские страхи, то по мере взросления он столкнется с рядом психологических трудностей. Последствиями детских страхов могут быть неврозы, комплексы, нарушения взаимоотношений с окружающими людьми и др. Во избежание негативных последствий следует своевременно помочь ребенку в преодолении его проблемы.
Существует большое количество программ, посвященных профилактике и коррекции тревожности и страхов у детей. В соответствии с условиями нашего образовательного учреждения была разработана авторская программа «Мы сильнее, чем наш страх!». Программа рассчитана на возраст детей от 5-ти до 8-ми лет. Может быть использован как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Педагогическая идея программы состоит в содействие процессу становления воспитанника как социально-адаптированной и коммуникабельной личности, способной самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками и преодолевать собственные страхи.
Актуальность программы заключается в том, что она удовлетворяет потребности участников образовательного процесса в новых программных разработках, способствующих социализации ребенка, уделяющих внимание профилактике и коррекции детского страха перед ошибками и оценками окружающих, которые влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками.
Новизна программы:
- Основу образовательного процесса составляют авторские сказки;
- В образовательном процессе активно применяются технологии свободного творчества «сказкотерапия», «игротерапия»,
«Арт-терапии» и другие актуальные методы социальной реабилитации детей дошкольного возраста.
- В образовательном процессе широко применяются информационно-коммуникативные технологии с соблюдением
здоровье сбережения детей.
- Программу можно использовать как для обучения и социальной адаптации группы детей, так и для организации
индивидуальных образовательных маршрутов.
- Программа разделена на модули, пригодные для самостоятельного использования в образовательном процессе.
Цель программы:
Оказание содействия в социальной адаптации и коррекции психологических нарушений у детей, имеющих повышенный уровень тревожности.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Способствовать развитию у детей уверенности в себе, своих силах и возможностях;
- Актуализировать чувство страха;
- Научить детей осуществлять контроль над объектом страха с помощью вербальных, выразительных и изобразительных средств;
- Способствовать развитию навыков общения, регуляции социальных отношений;
- Способствовать развитию у детей умения адекватно реагировать на собственные ошибки и промахи.
По содержанию деятельности программа «Мы сильнее, чем наш страх!» является модульной (состоит из пяти самостоятельных целостных модулей). Психологическая направленность занятий представлена в названиях модулей:
- «Я в себя верю!»;
- «Неизвестность, мы тебя разгадали!»;
- «Темнота, давай дружить!»;
- «Имею право на ошибку!»;
- «У меня есть верный друг!»
В основе образовательного процесса лежат здоровьесберегающие, игровые и информационно-
коммуникативные технологии.
Для достижения необходимого результата используются следующие методы и приемы: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, ситуация успеха, проблемный, эмоционального воздействия, словесные, наглядные, уточняющие вопросы, релаксация, рефлексия.
От реализации программы «Мы сильнее, чем наш страх!» мы ожидаем следующие результаты:
- Социальная адаптация детей в среде сверстников;
- Формирование коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений со сверстниками;
- Снижение уровня тревожности, напряженности;
- Снижение количества страхов;
- Повышение уровня уверенности в себе;
- Формирование положительной самооценки.
Формы подведения итогов реализации программы - входная и выходная диагностика, проводимая с целью отслеживания динамики в развитии детей после коррекционных занятий.
Можно применять следующий инструментарий:
- Тест “Страхи в домиках” (А.И. Захаров, М.Панфилова);
- Тест “ Тревожности” ( Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.);
- Тест «Лесенка» (Н.В.Нижегородцева);
- Тест - рисунок «Плохой и хороший ребенок»;
- Проективная рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)
Дополнительно для работы с детьми младшего школьного возраста:
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
- Тест - рисунок «Школа зверей» (С. Панченко);
Также необходимо проведение диагностического исследования среди родителей:
- Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» - вариант для родителей дошкольников и младших школьников (И.М.Марковская);
- Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене, Д.Антони).
Данный пакет методик позволяет достаточно подробно исследовать личностные особенности ребенка, детско – родительские взаимоотношения. Обнаружить ошибки родительского воспитания и дать советы по их коррекции.
Требования к квалификации педагога:
- Обязательным является высшее психологическое образование педагога.
- Безусловное принятие психологом ребенка (принимать таким, какой он есть);
- Важно обращать внимание на чувства, которые испытывает каждый ребенок в процессе занятия, его желания и потребности.
- Психолог не должен ускорять или замедлять коррекционный процесс;
- Повторять ритуалы вхождения и выхода из сказки, для того, чтобы создать у ребенка ощущение стабильности.
- Приветствуется импровизация детьми во время занятий, предложения собственных решений проблем.
Список литературы, рекомендуемой для педагога - психолога
- Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей: Тренинг – М.: Изд- во Института психотерапии, 2006. – 288 с., ил.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
- Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. – М.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей
дошкольного возраста.-М.: Баласс, 2007. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад
2100»)
- Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100».
Пособие для педагогов и родителей – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»,
Комплексная программа «Детский сад 2100»);
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПб.: Речь, 2005. – 256 с.;
- Микляева А.В., Румынцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.
- Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: Практическое руководство для родителей и педагогов.-СПб.: Издательский Дом
«Литра», 2011.-48 с.: ил. – (Серия «Ох уж эти детки!» Секреты воспитания);
- Олифирович Н. И., Зинкеви – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
- Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей.-СПб.: Речь, 2006.-208 с.
- Фесюкова Л.Б. Учебное издание. Серия «Беседы по картинкам» Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных
учреждений и начальной школы. – Х.: Изд – во «Ранок», 2010. – 20 отдельных листов в папке.;
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 314, 1 с.: ил.
– (Психологический практикум);
- Шишова Т.Л. Расколдуйте маленького невидимку: Как преодолеть детскую застенчивость. – М.: Никея, 2011.- 160 с.: ил.
- Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавиться от страхов.- М.: Никея, 2011.-144 с.: ил.
Интернет ресурсы:
- http://festival.1september.ru/articles/210413/
- http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/16/
- http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/85/
- http://www.maminklub.lv/doshkolnik/20121009-88601-sovsem-ne-strashnye-skazki-dlia-malen-kikh-trusishek/print/ (Слоненок, который боялся темноты)
- http://www.bembi.info/skazkoterapiya.php
- http://www.literature.by/shop/shop_1529.html (Лабиринтдуши: терапевтические сказки)
- www.hobbitaniya.ru/skazka/skazka2.php
- www.bembi.info/skazkoterapiya.php
- http://iulyaplatonowa.narod.ru/relaksatsiya/uprazhneniya_na_relaksatsiyu/relaksatsionnie_tehniki_dlya_doshkolnikov/
Список литературы, рекомендуемой для родителей
- Гиппенрейтер Ю.Б.. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 238 с., ил.
- Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия/ сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. М.К. Петрова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 378 с.: ил.
- Грэй Джон Дети - с небес. Уроки воспитания/ Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010. – 384 с.
- Шишова Т.Л. Расколдуйте маленького невидимку: Как преодолеть детскую застенчивость. – М.: Никея, 2011.- 160 с.: ил.
- Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавиться от страхов.- М.: Никея, 2011.-144 с.: ил.
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Муур Лилиана. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. Издательский дом «Детская литература», 1991. – 24 с.
- Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Произведения для детей. Стихотворения, сказки, песни, сказки разных народов, песни и прибаутки разных стран и народов, пьесы/ Отв. Ред. С.В. Михалков; Илл. А.А. Шпакова – М.: Правда, 1990. (Стихотворение «Чего боялся Петя?»);
- Носов Н.: Тук-тук-тук. Рассказы. Издательский дом «Дрофа», 1994. – 173 с. (Рассказ «Живая шляпа»);
- Сборник «Самые любимые сказки малышей» М, Астрель, 2010.- 59. (Русская народная сказка «У страха глаза велики»).