Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Новые места дополнительного образования детей
Цель проекта - создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
Ключевая цель мероприятия- создания новых мест дополнительного образования детей – увеличить охват детей , занимающихся по общеразвивающим программам и разных направленностей и повысить их вариативность.
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» соответствует требованиям майских указов президента Российской Федерации. Его задача- раскрыть индивидуальные способности и помочь детям всех возрастов, в том числе и обучающимся с ОВЗ, гармонично развиваться в различных областях с учетом интересов, возможностей, реалий современного мира и перспектив.
Основные этапы создания новых мест
При создании новых мест необходимо предоставить детям возможность заниматься востребованным, актуальными и популярными видами деятельности и обеспечить доступность качественного дополнительного образования, в том числе и за счет использования новых форм и технологий.
Направления и модели дополнительного образования
Всесторонне развиваться ребенку эффективно помогает широкий выбор видов деятельности. Несколько основных направлений дополнительного образования детей – физкультурно- спортивное, туристско- краеведческое, социально- педагогическое, техническое, художественное, естественнонаучное способствует раннему профессиональному и личностному самоопределению. Типовые модели дополнительного образования позволяют детям максимально удовлетворять интересы и потребности, развивать способности и формировать навыки в разных видах деятельности:
МЕЙКЕР
- робототехника, макетирование и моделирование, конструирование, программирование, инженерная электроника
|
ДИАЛОГ НАУК
- экология, фармацевтика, нано-и биоинженерия, агро- и биотехнологии, астрофизика, биология
|
АРТ-ПРОСТРАНСТВО
- живопись, графика, хореография, музыка, театр и кино, архитектура и промышленный дизайн
|
СПОРТИКА
- общая физическая подготовка, киберспорт, виды спорта в природной среде, командные и индивидуальные |
ТОПОС
- археология, краеведение, культурология и социология, социальная психология, антропология и и предпринимательство |
СОЦИОС
- экономика и право, журналистика, маркетинг, эффективные коммуникации |
СТАНЦИЯ ТУРИЗМА
- массовый, спортивный, экстремальный туризм и безопасность жизнедеятельности |
Типовые модели являются гибкими, они дают возможность адаптировать содержание программ и ресурсную базу под под условия и задачи реализации, комбинировать несколько видов деятельности.
Масштаб реализации и формы занятий
Масштаб реализации типовых моделей дополнительного образования различных направленностей зависит от ряда факторов. Это планируемый охват детей и возрастные группы, количество программ, продолжительность обучения.
Для занятий можно создавать:
- Кружки и студии на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования ( проводят занятия ознакомительного, вводного или базового уровня в небольших группах по программе одной направленности).
- Клубы, музыкальные, спортивные и художественные школы (реализуют программы базового и углубленного уровня, массовые мероприятия, объединяющие несколько секций или кружков).
- Станции (реализуют базовые и углубренные программы одной направленности и могут их комбинировать, взаимодействуют с производственными, образовательными и общественными учреждениями.
Занятия могут проходить в разных формах. Традиционные стандартные решения подразумевают обучение на базе общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования. При мобильном типе обучающиеся получают регелярный доступ к ресурсной базе.
Современный формат дистанционного образования позволяет заниматься удаленно на образовательной платформе организайии. Сетевая модель реализуется за счет взаимодействия образовательного учреждения и партнера, и объединения их ресухсов.
Дворец творчества детей и молодежи с сентября 2022 года в рамках проекта «Успех каждого ребенка» новые места дополнительного образования детей открывает модель дополнительного образования МЕЙКЕР (технической направленности)