Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



Детский обман – фантазия или недостаток воспитания?

Чеботарева Е.Ю.

педагог-психолог МАОУ ДОД «ЦРТДиЮ»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

 

 

Каждый год ко мне обращаются родители детей дошкольного возраста с жалобой на то, что ребенок постоянно обманывает. Нередко в подробной беседе с родителями выясняется, что дети не обманывают, а сочиняют различные фантастические истории и небылицы, участниками и главными героями которых они являются.

Хочу успокоить родителей, чьи дети склоны сочинять подобные невероятные истории. Их рассказы не являются обманом, просто дети фантазируют. Как правило, к 5- 6 годам дети начинают фантазировать очень активно.

Все дело в том, что у ребенка с окружающим миром складываются особенные уникальные отношения. Если взрослые живут в мире реальной действительности, то дети обладают способностью «удваивать мир» (Ю. Б. Гиппенрейтер). «Эта способность даёт им возможность одновременно пребывать в мире  внешне видимом, и в воображаемом мире своих фантазий» (Родителям: Как быть ребёнком. Хрестоматия/сост. и. авт. комнт. Ю.Б. Гиппенрейтер.–М.: АСТ: Астрель, 2010.- 378 с.) 

В самом фантазировании нет ничего плохого. Как правило, склонность к  фантазированию указывает на развитое воображение ребенка и его творческие способности. Мир не узнал бы о многих  литературных произведениях, если бы не бурная фантазия их авторов. Возможно, что  в будущем и ваш  «маленький фантазер» станет   замечательным писателем или сценаристом.

Тем не менее, психологи предупреждают,  если привычка фантазировать становится слишком устойчивой и ребенок часто застревает в мире своих иллюзий, то в данном случае, необходима помощь взрослого.

Нет смысла грубо обрывать ребенка и объяснять ему, что истории, которые он рассказывает, не являются правдой. Такими высказываниями, вы рискуете вызвать протестные поведенческие реакции у «маленького фантазера» и недоверие к вам.  Будет лучше, построить беседу с ребенком таким образом, «чтобы, не возражая, и даже как бы соглашаясь с ним, предложить ему реалистическое объяснение как более предпочтительное. При этом,  самолюбие малыша не будет уязвлено, но в то же время он поймет, что взрослый предпочитает более трезвый взгляд на вещи»
(С. С. Степанова «Азбука детской психологии»).

 Психологи также советуют взрослым прислушиваться к фантазиям своих детей. В них они невольно выдают свои заветные желания и потребности.

Совсем другое дело, когда ребенок не фантазирует, а действительно обманывает Вас. Например, малыш говорит, что съел кашу, а на самом деле давно уже отдал эту кашу домашнему питомцу и т. д. Если вы уже сталкивались с подобным детским обманом, не спешите ругать своих детей. Так, как Ваш гнев только усугубит негативное поведение ребенка. В первую очередь,  вам нужно успокоиться и  проанализировать  ситуацию.  Сделайте возможные выводы, почему Ваш ребенок начал обманывать? Ведь говорить неправду мы учимся под влиянием  окружающей среды. Причинами детского обмана могут стать следующие факторы:

  • Родители часто предъявляют требования к ребенку;
  • Требования взрослых имеют завышенную планку, ребенок не справляется с задачами;
  • Родители возлагают на ребенка большие надежды, малыш не справляется с ответственностью;
  • Ребенок часто подвергается критике (взрослые  упрекают  ребенка, делают замечания, слишком часто отдергивают его;
  •  Ребенка часто сравнивают с другими детьми или значимыми взрослыми и сравнения не в его пользу;

В данных случаях, ребенок говорит неправду, потому что боится не оправдать ожидания взрослых или не желает подвергаться унизительной процедуре наказания.

Возможно, за привычкой обманывать стоит  и другая причина.  Взрослые, сами того не замечая, могут на собственном примере показывать выгодную сторону обмана.

Например, в выходной  день выдалась замечательная погода, возникло желание  поехать за город. Взрослый  звонит в детский сад и говорит воспитателю, что малыш плохо себя почувствовал, и  по этой причине не пойдет сегодня в  сад.

Другой пример, раздается звонок с работы, вы просите кого – то из «домашних» сказать, что вас нет дома. После чего вы вздыхаете с облегчением, радуясь тому, что удалось провести начальника.

Эти ситуации вполне узнаваемы. Таким образом, взрослый на своем опыте  учит ребенка, что можно избежать неприятности, отказаться от  нежелательного дела и просто устроить себе выходной, если немного солгать.

Если Вы заметили, что  малыш Вас обманывает, подумайте, все ли в порядке у вас в отношениях с ребенком, и  как часто Вы сами прибегаете к «невинному обману».

Уважаемые родители! Искренне желаю Вам, с пониманием и уважением относиться к своим детям. Дарить  им  любовь и поддержку в самых разных ситуациях. Быть для них достойным примером. И тогда Вы получите много радости и удовольствия от общения с детьми.