Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



Мы сильнее, чем наш страх!

Рождается малыш, он растет и познает окружающий его мир. В этом мире маленькому человечку даже самые очевидные,  понятные  явления и  события могут казаться загадочными  и устрашающими. А все потому, что они еще не познаны им. Неизвестность всегда беспокоит человека и порождает в его душе страх.

Страх – одна из самых древних врожденных эмоций, возникающая на основе инстинкта самосохранения. Страх является реакцией на действительную или мнимую опасность. С одной стороны, страх выполняет защитную функцию, с другой -  эта эмоция негативно   влияет на  психическое и физическое состояние организма человека.

Современные исследования показали, что около 40% детей подвержены различного рода страхам. Эти цифры также подтверждены исследованиями, которые проводились на базе  МАОУ ДОД  Центра развития творчества детей и юношества города Энгельса среди детей дошкольного возраста.

Мы получили следующие данные:

Детей, имеющих повышенный уровень тревожности и различного рода страхи, выявлено – 33%;

Детей, имеющих оптимальный уровень тревожности и количество страхов, не превышающих возрастную норму – 67%

Таким образом,  страхам подвержены  - 33% дошкольников, и это не маленькая цифра. Безусловно,  данная категория детей нуждается в психологической помощи и поддержке.

Рассмотрим  основные причины возникновения детских страхов:

  • Конкретный случай, который напугал ребенка (захлебнулся в воде, укусила собака и др.);
  • Нарушение взаимоотношений с близкими взрослыми (повышенная требовательность взрослых, запугивание,  гиперопека, дефицит общения, внутрисемейные конфликты и т. д.);
  • Особенности темперамента и характера ребенка (тревожность, мнительность,  неуверенность в себе);
  • Повышенный уровень тревожности у самих взрослых, которые находятся в постоянном и близком контакте с ребенком;
  • Нарушение взаимоотношений со сверстниками (ребенка не принимает детский коллектив);
  • Развитая детская фантазия, воображение;
  • Стремительный ритм современной жизни и др.

В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдают  следующие негативные тенденции:

  • Ребенок социально не адаптирован, зачастую не умеет устанавливать контакты с другими детьми и развивать дружеские взаимоотношения.
  • Ребенок боится сделать что – либо неправильно, беспокоится, что его неверные действия могут вызвать насмешки у сверстников и критику взрослых.

Если вовремя не вмешаться и не помочь ребенку преодолеть детские страхи, то по мере взросления он столкнется с рядом психологических трудностей. Последствиями детских страхов могут быть  неврозы, комплексы, нарушения взаимоотношений с окружающими людьми и др. Во избежание негативных последствий следует  своевременно помочь ребенку в  преодолении его проблемы.

Существует большое количество программ, посвященных профилактике и коррекции тревожности и  страхов у детей. В соответствии с условиями нашего образовательного учреждения  была разработана авторская программа «Мы сильнее, чем наш страх!». Программа рассчитана на возраст детей от 5-ти до 8-ми лет. Может быть использован как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Педагогическая идея программы состоит в  содействие процессу становления воспитанника как социально-адаптированной и коммуникабельной личности, способной самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками и преодолевать собственные страхи.

Актуальность программы  заключается в том, что она удовлетворяет потребности участников образовательного процесса в новых программных разработках, способствующих социализации ребенка, уделяющих внимание профилактике и коррекции детского страха перед ошибками и оценками окружающих, которые влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками.

Новизна  программы:

- Основу образовательного процесса составляют авторские сказки;

- В образовательном процессе активно применяются технологии свободного творчества «сказкотерапия», «игротерапия»,
   «Арт-терапии» и другие актуальные методы социальной реабилитации детей дошкольного возраста.

- В образовательном процессе широко применяются информационно-коммуникативные технологии с соблюдением
   здоровье сбережения детей.

- Программу можно использовать как для обучения и социальной адаптации группы детей, так и для организации
   индивидуальных образовательных маршрутов.

- Программа разделена на модули, пригодные для  самостоятельного использования в образовательном процессе.

Цель программы:

Оказание содействия в социальной адаптации и коррекции психологических нарушений у детей, имеющих повышенный уровень тревожности.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Способствовать развитию у детей уверенности в себе, своих силах и возможностях;
  2. Актуализировать чувство страха;
  3. Научить детей осуществлять  контроль над объектом страха с помощью вербальных, выразительных и изобразительных средств;
  4. Способствовать развитию навыков общения, регуляции социальных отношений;
  5. Способствовать развитию у детей умения адекватно реагировать на собственные ошибки и промахи.

По содержанию деятельности программа «Мы сильнее, чем наш страх!» является модульной (состоит из пяти самостоятельных целостных модулей). Психологическая направленность занятий представлена в названиях модулей:

  1. «Я в себя верю!»;
  2. «Неизвестность, мы тебя разгадали!»;
  3. «Темнота, давай дружить!»;
  4. «Имею право на ошибку!»;
  5. «У меня есть верный друг!»

В основе образовательного процесса лежат здоровьесберегающие, игровые и информационно-
коммуникативные
технологии.

       Для достижения необходимого результата используются следующие методы и приемы: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, ситуация успеха, проблемный,  эмоционального воздействия, словесные, наглядные, уточняющие вопросы,  релаксация, рефлексия.  

От реализации программы «Мы сильнее, чем наш страх!» мы ожидаем следующие результаты:

  • Социальная адаптация детей в среде сверстников;
  • Формирование коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений со сверстниками;
  • Снижение уровня тревожности, напряженности;
  • Снижение количества страхов;
  • Повышение уровня уверенности в себе;
  • Формирование положительной самооценки. 

Формы подведения итогов реализации программы - входная и выходная диагностика, проводимая с целью отслеживания динамики в развитии детей после коррекционных занятий.

 Можно применять следующий инструментарий:

  1. Тест “Страхи в домиках” (А.И. Захаров, М.Панфилова);
  2. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.);
  3. Тест «Лесенка» (Н.В.Нижегородцева);
  4. Тест - рисунок «Плохой и хороший ребенок»;
  5. Проективная рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)

Дополнительно для работы с детьми младшего школьного возраста:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
  2. Тест - рисунок «Школа зверей» (С. Панченко);

Также необходимо проведение диагностического исследования среди родителей:

  1. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» -  вариант для родителей дошкольников и младших школьников (И.М.Марковская);
  2. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
  3. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене, Д.Антони).

Данный пакет методик позволяет достаточно подробно исследовать личностные особенности ребенка,  детско – родительские взаимоотношения.  Обнаружить  ошибки родительского воспитания и дать советы по их коррекции.


Требования к квалификации педагога
:
 

  • Обязательным является высшее психологическое образование педагога.
  • Безусловное принятие психологом ребенка (принимать таким, какой он есть);
  • Важно обращать внимание на чувства, которые испытывает каждый ребенок в процессе занятия, его желания и  потребности.
  • Психолог не должен ускорять или замедлять коррекционный процесс;
  • Повторять ритуалы вхождения и выхода из сказки,  для того, чтобы создать у ребенка ощущение стабильности.
  • Приветствуется импровизация детьми во время занятий, предложения  собственных решений проблем. 

Список литературы, рекомендуемой  для педагога - психолога

- Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей: Тренинг – М.: Изд- во Института психотерапии, 2006. – 288 с., ил.

- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. 

- Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. – М.: КАРО, 2006. – 144 с.

- Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей
   дошкольного возраста.-М.: Баласс, 2007. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад
   2100»)

- Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100».    
   Пособие для педагогов и родителей – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»,
   Комплексная программа «Детский сад 2100»);

- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПб.: Речь, 2005. – 256 с.;

- Микляева А.В., Румынцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.

- Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: Практическое руководство для родителей и педагогов.-СПб.: Издательский Дом
   «Литра», 2011.-48 с.: ил. – (Серия «Ох уж эти детки!» Секреты воспитания);

- Олифирович Н. И., Зинкеви – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

- Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей.-СПб.: Речь, 2006.-208 с.

- Фесюкова Л.Б. Учебное издание. Серия «Беседы по картинкам» Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных
   учреждений и начальной школы. – Х.: Изд – во «Ранок», 2010. – 20 отдельных листов в папке.;

- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 314, 1 с.: ил.
   – (Психологический практикум);

- Шишова Т.Л. Расколдуйте маленького невидимку: Как преодолеть детскую застенчивость. – М.: Никея, 2011.- 160 с.: ил.

- Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавиться от страхов.- М.: Никея, 2011.-144 с.: ил.

 

Интернет ресурсы:

 

  1. http://festival.1september.ru/articles/210413/
  2. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/16/
  3. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/85/
  4. http://www.maminklub.lv/doshkolnik/20121009-88601-sovsem-ne-strashnye-skazki-dlia-malen-kikh-trusishek/print/ (Слоненок, который боялся темноты)
  5. http://www.bembi.info/skazkoterapiya.php
  6. http://www.literature.by/shop/shop_1529.html    (Лабиринтдуши: терапевтические сказки)
  7. www.hobbitaniya.ru/skazka/skazka2.php
  8. www.bembi.info/skazkoterapiya.php
  9. http://iulyaplatonowa.narod.ru/relaksatsiya/uprazhneniya_na_relaksatsiyu/relaksatsionnie_tehniki_dlya_doshkolnikov/

Список литературы, рекомендуемой  для родителей

  1. Гиппенрейтер Ю.Б..  Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 238 с., ил.
  2. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия/ сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. М.К. Петрова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 378 с.: ил.
  3. Грэй Джон   Дети - с небес. Уроки воспитания/ Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010. – 384 с.
  4. Шишова Т.Л. Расколдуйте маленького невидимку: Как преодолеть детскую застенчивость. – М.: Никея, 2011.- 160 с.: ил.
  5. Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавиться от страхов.- М.: Никея, 2011.-144 с.: ил.

Список литературы, рекомендуемой  для детей

  1. Муур Лилиана. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. Издательский дом «Детская литература», 1991.  – 24 с.
  2. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Произведения для детей. Стихотворения, сказки, песни, сказки разных народов, песни и прибаутки разных стран и народов, пьесы/ Отв. Ред. С.В. Михалков; Илл. А.А. Шпакова – М.: Правда, 1990. (Стихотворение «Чего боялся Петя?»);
  3. Носов Н.: Тук-тук-тук. Рассказы. Издательский дом «Дрофа», 1994. – 173 с. (Рассказ «Живая шляпа»);
  4. Сборник «Самые любимые сказки малышей» М, Астрель, 2010.- 59. (Русская народная сказка «У страха глаза велики»).