Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Карта сайта

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Мы в контакте. Присоединяйтесь!!!




 

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей

(для педагогов желающих участвовать в конкурсах авторских программ и авторских методических разработок разного уровня)

Содержание

  1. Структурные элементы авторской программы дополнительного образования детей
  2. Оформление титульного листа авторской программы
  3. Пояснительная записка
  4. Формулировка цели и задач программы
  5. Выделение особенностей и отличий данной программы
  6. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  7. Показатели успешности реализации программы
  8. Составление учебно-тематического плана программы
  9. Содержание образовательной программы
  10. Методическое обеспечение программы
  11. Список литературы 

      Специфика работы педагогов в системе дополнительного образования требует постоянной организационно-методической поддержки на всех этапах – начиная с первого занятия с детьми до оценки результатов освоения воспитанниками предлагаемой педагогом образовательной программы. Т.о. образовательная программа является самым значимым документом для организации образовательного процесса в творческом объединении, основном структурном звене системы дополнительного образования детей.

     Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения в учреждении дополнительного образования детей, организационные и методические особенности образовательного процесса, его условии и результаты. Она определяет стратегию работы педагога на весь период обучения.

Структурные элементы

авторской программы дополнительного образования детей 

      В системе дополнительного образования постоянно разрабатываются и успешно реализуются авторские образовательные программы различных направленностей и первым обязательным условием является соответствие данных программ требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

     При разработке образовательной программы следует руководствоваться «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей», которые были рассмотрены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года, и утверждены Министерством образования и науки РФ 11 декабря 2006 года.

    Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

     Как правило, программа дополнительного образования детей включает в себя следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание изучаемого курса
  5. Условия реализации и методическое обеспечение образовательной программы
  6. Список литературы 

Оформление титульного листа

авторской программы дополнительного образования детей

 

     Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы и на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная образовательная программа (согласно ч. III ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения);

полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);

возраст детей, на которых программа рассчитана;

срок реализации программы;

Ф. И. О. и должность автора (авторов);

название населенного пункта (города, поселка, района и т.п.);

год разработки программы.

 

        Существует традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.

Пояснительная записка

        Авторская программа дополнительного образования детей – это не научная статья, но принцип восприятия экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в общем-то универсален. Поэтому важно, чтобы в программе учитывались эти особенности профессионального восприятия нового.

         Если сразу предъявить в разделе "Пояснительная записка" весомую заявку на качество текста, а следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.

          Пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали общие рассуждения о полезности какой-либо деятельности для развития детей, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

        Характеризуя направленность образовательной программы (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.

         В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть педагогическое обоснование программы, то есть определение места данного вида деятельности (творчества) в культуре общества, а также его значение для развития ребенка. При этом нет необходимости излагать в программе всю историю развития данного вида творчества, его современное состояние и уж тем более, свои критические замечания в адрес всего общества. Обязательно нужно показать, как влияют предлагаемые занятия на становление личности ребенка в целом, на развитие его общих и специальных способностей.

       Необходимо изложить собственные взгляды на работу с детьми в условиях детского объединения (чего же, собственно, хочет добиться руководитель детского коллектива от воспитанников – личностного развития или дипломов и грамот на конкурсах).

       В педагогическом обосновании необходимо сформулировать новизну, актуальность и педагогическую целесообразность образовательной программы.

       Обоснование по объему не должно быть большим: достаточно 3-4 абзацев грамотно и ясно сформулированных предложений.

Выделение особенностей и отличий данной программы

        Важной частью пояснительной записки авторской образовательной программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право программе претендовать на авторское содержание.

         Характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить прежде всего из личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с данной тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно­тематического плана, содержании образования, использованной литературе, применении авторских методик и т.п.

           Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности. Следовательно, при характеристике ожидаемых результатов, необходимо показать роль новшеств, использованных в программе, в достижении этих результатов.

     Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере "технический характер" и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.

Формулировка цели и задач программы

       Исходя из педагогического обоснования, определяются цели и задачи программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это осознанный, запланированный идеальный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики)

         Образовательная деятельность осуществляется как фактическое единство воспитания, развития и обучения (см. Закон РФ "Об образовании"). Поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это триединство – воспитание и развитие творческого потенциала ребенка на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков. На современном этапе развития образования есть смысл говорить о формировании компетенций и компетентностей.

      Рассмотрим алгоритм целеполагания, следование которому позволит избежать односторонности в формулировании цели: необходимо представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения как полноценную личность – с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам – личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный портрет выпускника. После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать триединую цель программы в развитии (общие и специальные способности), в обучении (профессиональная подготовка), в воспитании (личностные качества). Желательна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех взаимосвязанных составляющих. 

      Цель достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных. Чтобы правильно определить задачи  программы в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать всё необходимое для их достижения (т.е. спроектировать целостный образовательный процесс)  только после этого, обобщая, сформулировать адекватное количество задач (не более 7-8-ми). Далее задачи группируются на обучающие, воспитательные и развивающие (см. ниже).

      Еще один совет для оптимального целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, поясните содержание названных целей, а затем эти пояснения оформите как задачи.

      Задачи есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

      Как уже отмечалось, задачи целесообразно разделить на обучающие (предметные), воспитательные и развивающие.

      Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется при освоении образовательной программы.

      Задачи воспитательные включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.) и общечеловеческих ценностей.

      Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

       Следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во­первых, конкретны, во­вторых, достижимы, в­третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

      Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.

       Прежде всего, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую-­либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

         Ожидаемые (прогнозируемые) результаты - описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе образования, а также степень развитии его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми.

          Обычно педагоги описывают ожидаемые результаты реализации программы как конкретные формы. Например, как участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях, экспедициях, олимпиадах, концертах, походах, защите творческих проектов и т. п., что не является верным.

        Необходимо разделять понятия «ожидаемые результаты» и «формы подведения итогов реализации программы».

     Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные в программе, а проявление этих результатов в ходе каких-либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат (т.е. форма подведения итогов реализации программы). И будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком-либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые сдвиги в обучении и воспитании ребенка.

    Также в авторской программе необходимо указать способы отслеживания ожидаемых результатов. Разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов. Поэтому в идеале для каждой образовательной программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик для отслеживания результатов.

   Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные. Соответственно предметом оценивания могут быть:

- набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

- перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.

   При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

   Следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.

Составление учебно-тематического плана программы

    В составлении учебно-тематического плана программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

- учебно-тематический план – это перечень разделов (тем) программы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел (тему). Не следует учебно-тематический план путать с поурочным (или календарно-тематическим) планом – это не школа!;

- между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

    Полезно, завершив написание всей программы, внимательно проверить учебно-тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел программы – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои, особенно при работе с таблицами.

Содержание образовательной программы

     В разделе "Содержание образовательной программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Основная задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель программы мог ясно представить, что педагог собирается освоить вместе с детьми на занятиях по описываемому курсу.

Методическое обеспечение программы

    Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность передать "дух" его педагогического творчества, воплотить те собственные "изюминки", которые упоминались выше, в конкретную "картинку" творческого процесса.

   Именно поэтому при написании данного раздела образовательной программы ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

   Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) авторской программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать еще большую наглядность раскрытию особенностей деятельности педагога при реализации программы.

    Нет необходимости подробного описания образовательного процесса, например, как в ходе используемой на занятиях по такой­то теме игры "дети делают то­то, педагог делает то-то" и т. п. Часто самого названия игры будет вполне достаточно, иногда потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.

Список литературы

   "Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического часто подводит авторов.

    Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Опыт показывает, что по большей части авторы программ, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а "как бог на душу положит".

    Поэтому полезно повторить несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы:

  • Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий;
  • Инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии;
  • Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания.
  • Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт­Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).
  • Желательно разделить список литературы на несколько разделов: для педагогов; для обучающихся; для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

При разработке данного материала использованы методические рекомендации:

Л.Н.Буйловой, канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования,

Н.В.Кленова, канд. филос. наук, директор Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества,

А.С.Постникова, канд. ист. наук, зав. отделом публикаций Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Рекомендации авторские программы