Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Карта сайта

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Мы в контакте. Присоединяйтесь!!!




 

Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, его условии и результаты. 

      При разработке образовательной программы педагогам дополнительного образования следует руководствоваться «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).

      К дополнительным образовательным программам относятся программы различной направленности, которые могут реализоваться:

  • В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • В образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными;
  • В иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.      

          Примерные требования к программам дополнительного образования определяют содержание образования, которое должно быть ориентировано на:

  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
  • Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;
  • Воспроизводство и развитие кадрового общественного потенциала.    

     Приступая к работе над программой, надо четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда можно построить свою работу грамотно и оптимально. При разработке образовательной программы обычно ориентируются на «идеального ребёнка», т.е. имеющего нормальное возрастное развитие, без значительных отклонений. 

     Необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

  • Принцип доступности и последовательности (предполагает построение учебного процесса от простого к сложному);
  • Принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • Принцип учета возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических материалов, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание теоретических знаний и практических умений и навыков);
  • Принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника);
  • Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научиться каждый ребенок);
  • Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей). 

Структура образовательной программы. 

     Как правило, программа дополнительного образования детей включает в себя следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание изучаемого курса
  5. Условия реализации и методическое обеспечение образовательной программы
  6. Список литературы 

Переходим к оформлению и содержанию структурных элементов образовательной программы.

                                                   Титульный листI.     Титульный лист

 

Оформляется стандартно:

Вверху, на середине листа – учредитель (комитет по образованию или т.п.)                                 

На следующей строке - название учебного учреждения

Ниже указывается где, когда и кем была утверждена программа

В середине листа указывается название образовательной программы и её вид

Ниже слева прописываются возраст детей, на которых рассчитана программа, тип или уровень программы, срок её реализации

Ниже справа – Ф.И.О., должность автора (авторов) программы

Снизу, на середине листа указывается название населенного пункта, где реализуется программа и год её разработки.

 

     Рассмотрим подробнее виды образовательных программ:

    Типовые программы – государственный стандарт. Они создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы в качестве примерных по той или иной направленности.

    Модифицированные (или адаптированные) программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми, но в них внесены изменения с учетом особенностей формирования и организации детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.

    Экспериментальные программы – призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, которые нуждаются практической апробации.

     Авторские программы – полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов и методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной, актуальностью и самобытностью.

 

     Иногда есть необходимость классифицировать программы по содержанию деятельности:

 Комплексные – включающие несколько направлений деятельности.

 Интегрированные – межпредметные программы, изучающи6 несколько отраслей науки в едином ключе. Например, полихудожественное направление.

 Модульные – состоят из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

 Сквозные – объединяющие отдельные содержательные аспекты разных образовательных областей.

 

    Уровни (типы) программ:

Ознакомительная –  формирует интерес к получению знаний в определенной области, знакомит с основами определенной в программе деятельности, срок реализации до 1-го года;

Базовая – формирует устойчивый интерес к получению знаний, выработке базовых умений и навыков в определенной области деятельности, срок реализации до 3-х лет;

Развивающая – развивает личность воспитанников, их профессиональные умения и навыки, специальные способности, формирует устойчивый интерес к получению знаний, срок реализации от 5-ти до 7-ми лет.

 

                                                                           II.      Пояснительная записка 

     Содержание пояснительной записки:

  • направленность программы
  • педагогическое обоснование программы 
  • цели и задачи
  • возраст детей
  • сроки реализации программы
  • условия приёма в объединение 
  • режим занятий
  • ожидаемые результаты
  • формы проведения занятий
  • формы организации занятий
  • формы подведения итогов
  • прогнозируемые результаты 

     Рассмотрим все пункты пояснительной записки подробнее.

     В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

-- направленность программы:

     В требованиях к образовательным программам определены следующие направленности:

Научно-техническая

Спортивно-техническая

Художественно-эстетическая

Физкультурно-спортивная

Туристско-краеведческая

Эколого-биологическая

Военно-патриотическая

Социально-педагогическая

Социально-экономическая

Естественно-научная

             При создании программы необходимо четко определить  её  направленность. Иногда встречаются программы, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач. 

   -- педагогическое обоснование программы:

     Определение места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития ребенка. При этом нет необходимости излагать в программе всю историю развития данного вида деятельности, его современное состояние и уж тем более, свои критические замечания в адрес всего общества. Обязательно нужно показать, как влияют предлагаемые занятия на становление личности ребенка в целом, на развитие его общих и специальных способностей, формирование различных компетентностей.

     Необходимо изложить собственные взгляды на работу с детьми в условиях детского объединения (чего же, собственно, хочет добиться руководитель детского коллектива от воспитанников – личностного развития или дипломов и грамот на конкурсах).

     В педагогическом обосновании образовательной программы необходимо сформулировать её новизну, актуальность (важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность) и педагогическую целесообразность (меру педагогического вмешательства, разумную достаточность, предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику).

     Обоснование по объему не должно быть большим: достаточно 2-3 абзацев грамотно и ясно сформулированных предложений. 

--  цели и задачи:

     Исходя из педагогического обоснования, определяются цели и задачи программы

     Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

     Т.е. это идеальный конечный результат деятельности. Цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики)

     Рассмотрим алгоритм целеполагания, следование которому позволит избежать односторонности в формулировании цели: необходимо представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения как полноценную личность – с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам – личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный портрет выпускника. После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать триединую цель программы

- в развитии (общие и специальные способности)

- в обучении (профессиональная подготовка)

- в воспитании (личностные качества)

     Желательна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех взаимосвязанных составляющих.

 

     Цель достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных. Чтобы правильно определить задачи  программы в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать всё необходимое для их достижения (т.е. спроектировать целостный образовательный процесс)  только после этого, обобщая, сформулировать адекватное количество задач (не более 7-8-ми). Далее задачи группируются на обучающие, воспитательные и развивающие.

      Еще один совет для оптимального целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, поясните содержание названных целей, а затем эти пояснения оформите как задачи.

      Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется при освоении образовательной программы.

      Задачи воспитательные включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.) и общечеловеческих ценностей.

      Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

      В пояснительной записке обязательно прописываются и обосновываются:

возраст детей, участвующих в реализации программы

-  сроки реализации программы

-  условия приёма в объединение (свободный, отбор, на конкурсной основе и т.п.)

-  режим занятий

- ожидаемые результаты поэтапного освоения образовательной программы (по годам обучения)

- формы проведения занятия

       Вспомним некоторые из них:

                                 - традиционная

                                  - беседа

                                  - экскурсия

                                  - лекция

                                  - консультация

                                  - семинар

                                  - дидактическая сказка

                                  - игра

                                  - встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.

 - формы организации занятия

      Обычно используют следующую классификацию форм организации занятий:

  • коллективная (фронтальная)
  • групповая (более 2-х человек)
  • парная
  • индивидуальная (ребенок работает самостоятельно) 

- формы подведения итогов

       Формы подведения итогов выбираются сообразно основной деятельности детей в детском объединении и могут быть следующими:

  • выставка
  • концертная программа
  • тест
  • зачет
  • соревнование
  • конкурс
  • фестиваль
  • творческая работа
  • защита творческого проекта и т.п. 

- прогнозируемые результаты:

     Описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развитии его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми.

 

                                                                       III.      Учебно-тематический план 

     Должен содержать:

  • перечень разделов, тем
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий

    Обычно учебно-тематический план составляется в виде таблицы: 

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

теория

практика

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

                                                        Итого:

 

 

 

 

     Количество часов, необходимых для реализации программы определенной направленности, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4 от 20 июня 2003 года. В основном, в первый год обучения в каждой группе педагогам рекомендуется реализовывать программу в количестве 144 часов (4 часа в неделю), во второй и все последующие года – 216 часов в год (6 часов в неделю).

     Соотношение теории и практики примерно 1: 3.

     Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения.

     Нельзя путать учебно-тематический план с календарно-тематическим. Образовательная программа является стратегическим документом (так как она рассчитана не на один год работы детского объединения), поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое на них общее количество часов. Календарные сроки изучения этих тем вносятся в планирование работы на текущий учебный год. 

                                                                       IV.      Содержание программы

     После учебно-тематического плана дается содержание разделов и тем. В нем расписывается теоретическая и практическая работа по каждому разделу.

     Оформляется примерно следующим образом:

Название раздела (темы)

Теория: (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания)

Практика: (примерное содержание практической деятельности детей при освоении

данного раздела программы).

                                                                            V.      Методическое обеспечение программы 

      Методическое обеспечение программы должно содержать методику организации образовательного процесса в объединении, реализующем  образовательную программу:

 - описание применяемых педагогических технологий, методов и приемов, обоснование их выбора;

- подробное описание форм проведения и организации занятий, также с обоснованием их выбора;

- обоснование форм подведения итогов и критерии оценок уровня усвоения программного материала;

- используемые диагностические методики.

       Методическое обеспечение рекомендуется дополнять таблицей:

 

Наименование раздела, темы

Применяемые педагогические технологии и методики

Формы проведения

занятий

Формы организации

занятий

Методы обучения

Формы подведения

итогов

 

 

 

 

 

 

 

-- педагогическая технология - учение о способах и средствах реализации педагогических процессов.

      Наиболее распространенные в дополнительном образовании педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровые  
  • Развивающего обучения
  • Проектные
  • Рефлексивные
  • КТД
  • ТРИЗ
  • Обучения в сотрудничестве
  • Педагогика сотрудничества
  • Педагогической поддержки и другие 

- методы обучения:

     Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

     Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Выделим  методы, наиболее традиционные для дополнительного образования:

  • Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)
  • Наглядный (картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи,

                                    графики, демонстрационные опыты и т.п.)

  • Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)
  • Работа под руководством педагога
  • Дозированная помощь педагога
  • Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)
  • Самостоятельная работа
  • Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг,

                            тренировка, репетиция, письменные работы)

  • Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка

                            проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на

                            поставленную проблему)

  • Проектные методы (разработка проектов и программ, моделирование ситуаций,

                            создание творческих работ и произведений декоративно-

                            прикладного искусства, планирование конкретных дел, разработка

                            сценариев спектаклей и праздников) и т.д.

                                                                        VI.      Условия реализации программы

    

      В условиях реализации программы подробно описывают идеальные материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности детского объединения – требования к оснащению учебного кабинета (спортивному или танцевальному залу, мастерской и т.п.), к кадрам (если необходимы концертмейстер, режиссер, репетитор и др.), к  средствам обучения.

      Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.

     Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования:

      Простые – учебники, книги;

                    - раздаточные материалы (схемы,

                      карточки с заданиями, упражнениями

                      или описаниями и т.п.);

                    - визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.).

     Сложные – механические (диаскоп, микроскоп и т.п.);

                    - аудиальные (проигрыватель, магнитофон);

                    - аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель

                      проектор и т.п.);

                    - средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и

                      информационные системы).

                                                                VII.      Список литературы 

     В этом разделе указывается список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованный для педагога, а также список литературы, изучаемой детьми в ходе освоения программы. 

                                              VIII.     Утверждение образовательной программы 

     Поскольку образовательная программа является нормативным документом, то после соответствующей проверки её необходимо утвердить в определенном порядке. Работа по утверждению проходит следующие этапы:

  1. Обсуждение программы на методическом (экспертно-методическом) совете образовательного учреждения, в ходе которой анализируется качество документа, устанавливается его соответствие уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам и содержательным требованиям в области дополнительного образования детей. По итогам обсуждения составляется «внутренняя» рецензия на образовательную программу.
  2. «Внешнее» рецензирование программы, предполагающее оценку содержания и методики учебной деятельности по конкретному профилю специалистами в данной области деятельности. «Внешняя» оценка образовательной программы необходима, так как в образовательном учреждении (даже специализированном) вряд ли надеется необходимое для полноценного рецензирования количество специалистов по каждому направлению дополнительного образования. А рецензирование педагогами данного учреждения программ друг друга не может быть признано правомочным.
  3. Обсуждение программы на заседании педагогического совет образовательного учреждения – законодательного органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заноситься в протокол.
  4. Утверждение программы приказом директора образовательного  учреждения на основании решения педагогического совета. Только после утверждения программа считается полноценным нормативно-правовым документом, регламентирующим образовательный процесс детского творческого объединения в учреждении дополнительного образования. 

 

Никифорова Е.А.

зам. директора по УВР ЦРТДиЮ г. Энгельса,

дипломант VIII  Всероссийского конкурса

авторских образовательных программ

дополнительного образования детей