Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Карта сайта

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Мы в контакте. Присоединяйтесь!!!




 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

    Разговор о планировании деятельности детского творческого объединения дополнительного образования в любом образовательном учреждении происходит достаточно регулярно: первый раз в конце учебного года, когда администрация учреждения напоминает о необходимости сдать план-программу на следующий учебный год, второй раз – в начале учебного года, когда готовый и оформленный  план должен быть сдан и утвержден администрацией учреждения (ведь только в этом случае он может считаться документом, соответствующим нормативным требованиям).

         При этом педагоги нередко задают вопрос: «Кому нужен этот план?», продолжением которого являются, как правило, слова: «Я и так знаю, что и как мне нужно делать. Мне лично этот план не нужен!»

    Попробуем для начала ответить «Кому нужен этот план?» Прежде всего, план нужен именно педагогу, а уже затем администрации учреждения.

     На вопрос «Зачем нужен этот план» можно ответить следующее. С одной стороны, педагогу он нужен, чтобы полноценно «выстроить» работу детского объединения в течение всего учебного года, избегая при этом «авралов», «топтания на месте» (в том случае, когда организованных массовых мероприятий явно недостаточно, чтобы поддерживать ребят в «форме») или постоянного воспроизведения (из года в год) одного и того же содержания и форм работы. С другой стороны, администрации учреждения план работы детских объединений нужен, чтобы так скорректировать содержание работы детского объединения, чтобы оно согласовывалось с современными подходами в области дополнительного образования, приоритетными направлениями деятельности самого учреждения и планами работы городского управления образования.

       Если этот документ является хорошо продуманным «рабочим» планом, то он просто необходим, а если это «отписка», сделанная для администрации, то такой план действительно никому не нужен.

  

     Под понятием план мы имеем в виду конкретно сформулированные цели и задачи, содержание и формы учебной и воспитательной работы детского объединения в данном учебном году, к тому же соотнесенные с конкретными календарными сроками.

   

При составлении плана-программы работы детского объединения обязательно учитываются: 

  • Перспективный план работыЦРТДиЮ (программа деятельности ЦРТДиЮ);
  • Программа развития учреждения;
  • Образовательная программа учреждения;
  • Концепция воспитательной системы учреждения;
  • Целевые программы ЦРТДиЮ;
  • Циклограмма проведения муниципальных, областных, городских или федеральных конкурсных мероприятий;
  • Циклограмма проведения массовых мероприятий учреждения;
  • Областные и районные  программы в области воспитания и дополнительного образования.

 Основную концептуальную часть содержания плана определяет, прежде всего, программа деятельности детского объединения, остальные из названных источников регламентируют тематику содержательной части плана.

      Планирование необходимо начинать с анализа работы за предыдущий учебный год: определяются результаты реализации образовательной программы д/о, уровень обученности и воспитанности детей, достижения или неудачи д/о в данном учебном году, педагогические и организационные проблемы в работе. Если анализ работы за  учебный год не оформляется как отдельный документ в конце учебного года, то раздел «Анализ работы объединения за … учебный год» будет первым разделом плана-программы детского объединения.

     В содержании следующего раздела плана «Пояснительной записке» необходимо указать следующее:

  • характеристику детского объединения (статистические данные – сколько групп и учащихся будут заниматься в объединении в данном учебном году, указать их количество по годам обучения;
  • источники планирования (см. выше);
  • особенности учебного года (подготовка к знаменательным датам, реализация тематических программ, юбилеи детского объединения и образовательного учреждения и др.);

    Самым большим разделом плана будет «Календарно-тематический план учебной работы», в котором должны быть указаны цели, задачи и содержание деятельности детского объединения, соотносящиеся с целями и задачами образовательной программы, реализуемой педагогом в этом детском объединении.

 

Основные ошибки, допускаемые педагогами при формулировании целей и задач учебно-воспитательной работы: 

  • Цели и задачи просто «переписываются» из программы без учета года обучения, особенностей учащихся, педагогических проблем, возникших в прошлом учебном году;
  • В качестве целей работы определяются подготовка и участие в различных массовых и конкурсных мероприятиях;
  • Цели и задачи определяются вне связи с программой;
  • Под целями понимаются формы массовой работы детского объединения (например, подготовка спектакля или концерта). 

Оптимально сформулировать цели и задачи поможет педагогам следующий подход. 

       За основу надо взять цели и задачи, сформулированные в программе деятельности детского объединения. Если период обучения рассчитан на один учебный год, то концептуальная часть программы и плана будет полностью совпадать; а если период обучения составляет два или более, то для каждого года (этапа) обучения должны быть сформулированы «свои», т.е. более конкретные цели и задачи.

   Как же соотносятся программные (конечные, идеальные) цели и задачи и те, которые мы сформулируем в плане? Цели плана являются определенными уровнями или ступенями в достижении целей программы, а задачи плана являются обобщенным представлением тех знаний, умений и навыков, которым ребенок будет обучен, и тех черт личности, которые на данном этапе работы будут у него сформированы.

    В качестве примера попробуем сопоставить одну из программных и плановых целей,

Так, если цель программы деятельности детского объединения – «Развитие музыкально-творческих способностей ребенка», то тогда цели плана работы могут быть следующими:

  • На первом этапе (году) обучения: «Развитие базовых музыкальных способностей ребёнка»;
  • На втором этапе (году) обучения: «Развитие способности творческого осмысления музыкального произведения»;
  • На третьем этапе (году) обучения: «Развитие потребностей и способностей ребенка к творческому самовыражению через исполнение и сочинение музыкального произведения».

По такому же принципу формулируются задачи планов, ориентируясь на одну из задач программы. Например, задача программы: «Воспитание у детей уважения к национальным традициям декоративно-прикладного творчества».

                      Задачи плана могут быть сформулированы так:

  • На первом этапе (году) обучения: «Знакомство с национальными традициями декоративно-прикладного творчества»;
  • На втором этапе (году) обучения: «Воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности»;
  • На третьем этапе (году) обучения: «Воспитание потребности в сохранении национальных традиций декоративно-прикладного творчества».

Далее на каждый год обучения оформляется собственно календарный план работы, который может иметь
следующую форму:

 

ДАТА

ТЕОРИЯ

ВРЕМЯ

ПРАКТИКА

ВРЕМЯ

 

 

 

 

 

 

     Для написания календарного плана учебно-воспитательной работы необходимо использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание разделов и тем».

      Если содержание учебной деятельности д/о представляет собой последовательное изучение каждой темы, то в календарном плане педагог просто пишет на каждый месяц учебного года название темы, ее теоретические вопросы (в графе «Теория») и практические задания (в графе «Практика»). В практической части календарного плана необходимо указать конкретные названия практической работы (изделий, танцев, упражнений, пьес и др.), тематика которых по возможности должна отражать особенности работы данного учебного года: подготовка к юбилейной дате, выполнение тематической программы и т.д. К тому же именно в плане педагог имеет возможность подкорректировать образовательную программу (упростить или усложнить) в зависимости от уровня способностей и подготовки воспитанников.

    В тех детских объединениях, где большую часть учебной работы составляют повторяющиеся виды деятельности (к ним относятся большинство спортивных и хореографических кружков, музыкальные студии), то в календарном плане на каждый учебный месяц отражается содержание работы по каждому из них с постепенным усложнением его содержания.

 

Тогда может быть изменена форма учебного плана таким образом:

 

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВРЕМЯ

 

 

 

 

  • Календарный план работы «расписывается» по месяцам и числам месяца;
  • Отражает работу детского объединения в каникулярный период;
  • Должен включать подготовку и проведение зачетных или экзаменационных занятий;
  • Приложением к календарному плану являются: репертуарный план на учебный год, индивидуальные планы учащихся (для музыкальных объединений);
  • Хранится вместе с журналом детского творческого объединения. 

   В разделе «Воспитательная работа» отражается текущая работа педагога по формированию детского коллектива, индивидуальная работа с учащимися, беседы общеразвивающего и дисциплинарного характера, предусматривается как подготовительная работа, так и участие детского объединения в массовых мероприятиях и конкурсных мероприятиях различного уровня. 

Необходимыми разделами плана воспитательной работы д/о являются: 

    1.     «Воспитательные мероприятия внутри объединения», где указаны формы, тематика и сроки проведения массовых мероприятий д/о; причем необходимо предусмотреть два основных направления массовой работы – мероприятия, проводимые во время учебного процесса и массовые воспитательные мероприятия в каникулярный период.

    2.     Работа по целевой программе «Одаренные дети». В данном разделе предусматриваются следующие виду деятельности:

  • выявление одаренных детей;
  • наработка методик, программ в работе с одаренными детьми;
  • работа с литературой по теме «Одаренные дети»;
  • организация диагностики одарённых детей; 

     Практическая работа с одаренными детьми:

  • организация обучения одарённых детей: индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
  • каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • детские научно-практические конференции и семинары;
  • проведение психологических тренингов;
  • организация различных видов деятельности: оздоровительной, коллективной творческой, творческих конкурсов;
  • организация досуга и т

 3. Участие в реализации целевых программ 

Целевая программа «Семья» включает в себя:

  • систему массовых мероприятий с семьями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга детей и взрослых; демонстрация родителям достижений их ребенка;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей (беседы, лекции, собрания – с указанием тем и времени их проведения);
  • мониторинговая деятельность по изучению семей (составление характеристик семей обучающихся – состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т.д.);

Участие в других целевых программах Центра («Родники», «Здоровье», «Моя малая Родина», «ДеТвоРа») педагог планирует согласно поставленным воспитательным задачам объединения, основным приоритетам деятельности, включая в план основные мероприятия, заявленные в данной программе. Причем, подготовку и проведение программ в рамках целевых программ ЦРТДиЮ обеспечивают педагоги-организаторы Центра, задача педагога обеспечить участие своих воспитанников в запланированных программах, организуя, таким образом, содержательный досуг обучающихся и выполняя основные воспитательные и развивающие задачи образовательной программы объединения.

 

    Работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении: 

  • составление социального паспорта объединения;
  • система работы с социальным педагогом и педагогом-психологом;
  • работа с семьей ребенка;
  • система массовых мероприятий по вовлечению в активную жизнь ребенка, находящегося в социально-опасном положении и т.д. 

Раздел «Личный творческий план педагога», в котором он предусматривает различные формы повышения своей квалификации (самообразование по какой-либо проблеме, участие в работе творческих групп, методических объединений, педагогических советов и учебных семинаров, обучение на курсах повышения квалификации), а также работу по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса (корректировка программы, изготовление или приобретение наглядных и дидактических пособий, подбор литературы, работа по содержательному и эстетическому оформлению кабинета и т.д.).