Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Карта сайта

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Мы в контакте. Присоединяйтесь!!!




 

Программа развития ЦРТДиЮ на 2007-2012 г.г.

Концепция программы. Основная идея

      …Мы предлагаем рассматривать культуру как способ реализации творческих возможностей человека. Примечательно, что культура представляется нам не как линейный процесс, складывающийся из необратимой временной последовательности прошлого, настоящего и будущего, а как система, в которой существуют прошлое, настоящее и будущее, и между ними возможен диалог. И этот межкультурный диалог реализуется в человеке.

     Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценностей природы как среды обитания людей, как незыблемой основы культурного развития общества.

    Высшим результатом приобщения личности к культуре становится способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации. Мы рассматриваем эти направления деятельности как приоритетные. Ценности художественного и научного творчества, формирование мотивации к познанию, навыки самостоятельной исследовательской работы традиционно были нишей дополнительного образования.

  • Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Закон РФ «Об образовании», с. 2).
  • Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности ребенка, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом общем объеме (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 28).
  • В законе РФ «Об образовании» сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культур», т.е. важно соединение культурно-исторических традиций с общечеловеческой духовной культурой.

             Концептуальные идеи и базовые ценности Центра развития творчества детей и юношества города Энгельса  Саратовской области соответствуют основным положениям Закона «Об образовании», «Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей», Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепции модернизации образования на период до 2010 года и другим общезначимым и нормативным документам.

        Исходя из вышесказанного, а, также основываясь на результатах социологических и диагностических исследований, целью работы Центра на последующие пять лет, будет: проектирование  культурного пространства в ЦРТДиЮ, способствующего развитию творческой личности.

      В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1.Спроектировать модель культурного пространства ЦРТДиЮ с учетом условий учреждения дополнительного образования.
2.Осуществить поэтапное внедрение модели в учебно-воспитательный процесс ЦРТДиЮ.
3. Осуществить внедрение современных обучающих и воспитательных технологий (технология Диалога культур, технология диалогизации общения, технология развивающего обучения, КТД, «портфолио»).
4.Создать работоспособную, мобильную, высоко квалифицированную, профессиональную социально-психологическую службу, способную оказывать действенную помощь педагогам и воспитанникам Центра.
5.Провести модернизацию деятельности методической службы, отвечающей новым условиям деятельности учреждения;
6.Совершенствовать управление в ЦРТДиЮ.
7. Провести мониторинг учебно-воспитательного процесса в ЦРТДиЮ.

В рамках «Программы развития» реализуются целевые программы:
«Кадры» 
«Одаренные дети»,

а также целевые программы, являющиеся подпрограммами воспитательной системы ЦРТДиЮ:
«Здоровье», 
«Досуг», 
«Семья»,  
«Родники»,  
«Моя малая родина - Покровск». 

Системообразующим делом, объединяющим все программы Центра, является торжественная церемония награждения лучших педагогов и воспитанников «Золотой пеликан».

Целевая программа "Кадры"

Концептуальные идеи и базовые ценности Центра развития творчества детей и юношества города Энгельса  Саратовской области соответствуют основным положениям Закона «Об образовании», «Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей», Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепции модернизации образования на период до 2010 года и другим общезначимым и нормативным документам. Основными нормативными документами, положенными в основу данной целевой программы, также являются: Устав учреждения, Положения о структурных подразделениях, Концепция воспитательной системы ЦРТДиЮ, Программы развития ЦРТДиЮ на 2007-2012 г.г.

      Исходя из основных задач, поставленных перед педагогами Центра в «Программе развития ЦРТДиЮ на 2007-2012 г.г.», можно сделать вывод, что ЦРТДиЮ  не может успешно развиваться без создания системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров. Совершенно очевидно, что развивающее воздействие педагога на воспитанника возможно лишь при условии, что педагог способен (готов) стать субъектом творчества, а также субъектом творческого общения (взаимодействия). А потому совершенствование педагогического мастерства кадров является насущной задачей любого этапа реформирования учебно-воспитательного процесса в Центре.

      Итак, основной целью программы «Кадры» будет: совершенствование профессиональной готовности сотрудников Центра к проектированию культурного пространства в ЦРТДиЮ; стабилизация кадрового состава.

      Исходя из цели, а также на основе определенных проблем в работе педагогов Центра, поставлены следующие задачи:

  • развитие профессионального творчества и культуры педагогов, которые включают в себя:
    - развитие методологической культуры педагогов,
    - формирование высокой эмоциональной культуры, а также общей культуры педагогов,
    - внедрение современных педагогических технологий,
    - совершенствование навыков анализ и самоанализа педагогической деятельности,
    - психологическое просвещение педагогов, с целью повышения их психологической оснащенности и готовности к взаимодействию;
  • создание коллектива единомышленников. 

В рамках данной программы проходит ежегодный конкурс педагогического мастерства «Сердце на ладони» по номинациям:

  • «Открытое занятие»
  • «Праздник в детском коллективе»
  • «Педагогические технологии организации образовательного процесса»
  • «Методическое сопровождение образовательного процесса»

к началу: 

Целевая программа "Одаренные дети"
Целевая программа "Одаренные дети"

«Способность творчества
есть великий дар природы».

В.Г. Белинский

Концептуальные идеи данной программы соответствуют основным положениям Закона «Об образовании», «Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей», Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепции модернизации образования на период до 2010 года и другим общезначимым и нормативным документам.

  • Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Закон РФ «Об образовании»,  с. 2).
  • Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности ребенка, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом общем объеме (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 28).
  • Идеи программы соответствуют основным направлениям работы федеральной целевой программы «Дети России» и подпрограммы «Одаренные дети».
  • Результаты реализации этой программы (творческие достижения воспитанников в рамках данной программы) могут быть учтены при  определении кандидатов на премию по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование», стипендиатов подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» и присвоения звания «Образцовый коллектив».

 Цель программы «Одарённые дети» - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей и социальная поддержка. 

Педагогические задачи.

  • Выявление одарённых детей.
  • Наработка методик, программ в работе с одарёнными детьми.
  • Организация информационно-просветительской деятельности для педагогов и родителей.
  • Стимулирование профессионального роста педагогов.
  • Организация научно-исследовательской работы с педагогами и психологами.
  • Оказание помощи педагогам и родителям в постижении феномена одарённости.
  • Оказание особой помощи одарённым детям с физическими недостатками.

 В рамках данной программы проводятся:

  • Фестиваль детского творчества «Покровские самоцветы»;
  • Фестиваль театров моды «Покровский силуэт»;
  • Всероссийские соревнования по судомодельному спорту «Матч сильнейших спортсменов России»;
  • Конкурс «Лидер года» и многие другие

к началу:

Целевая программа "Здоровье"

Целевая программа "Здоровье"

«Хорошее здоровье, ощущение полноты,
 неистощимости физических сил - важнейший
 источник жизнерадостности мировосприятия
оптимизма, готовности преодолеть
 любые трудности»

                                                          В.А. Сухомлинский

         Ухудшение здоровья подрастающего поколения в настоящее время достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально обусловленных заболеваний (ВИЧ, наркомания, туберкулез и пр.). В сложившейся ситуации деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей должно рассматриваться как условие национальной безопасности и развития российского общества на современном этапе.

        Поэтому укрепление и сохранение  здоровья детей, формирование здорового образа жизни, увеличение физической активности, овладение основами личной гигиены являются сегодня задачами государственной важности для всех социальных институтов, в том числе и для нашего учреждения. Как показывают аналитические данные специалистов Министерства образования РФ, наибольший выбор социальных и педагогических услуг, разнообразие форм отдыха и оздоровления обеспечиваются именно системой дополнительного образования детей. Это и обуславливает необходимость реализации целевой программы «Здоровье», которая поможет изменить ситуацию со здоровьем детей и подростков, занимающихся в нашем Центре.

        Целевая программа «Здоровье» разработана на основе ведомственной программы «Образование и здоровье» Министерства образования Российской Федерации и решает задачи в рамках подсистемы «Здоровье» воспитательной системы ЦРТДиЮ.

        Цель: Cохранение и укрепление здоровья обучающихся ЦРТДиЮ, формирование у участников образовательного процесса осознанной  потребности в здоровом образе жизни.

        Задачи:
-   Сформировать у участников образовательного процесса  осознанную  потребность   в здоровом образе жизни и негативное отношение к вредным привычкам;
-   Сформировать ответственное отношение к собственному здоровью со стороны всех участников образовательного процесса;
-   Пропагандировать различные виды спорта и приобщить максимальное число обучающихся к разнообразной оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности.

В рамках данной программы проводятся:

  • Детские олимпийские игры;
  • Игровая программа «Зов джунглей»;
  • Дни здоровья;
  • Встречи с интересными людьми (знаменитыми спортсменами района);
  • Открытый турнир по ушу «Энгельсские звезды» и др.

Реализуется социальный проект «Здоровье». 

к началу:

 

Целевая программа "Досуг"

Целевая программа "Досуг"

 

Основными нормативными документами, положенными в основу целевой программы, являются: Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании» (в редакции 1996 года), федеральная программа развития образования, типовые положения об образовательных учреждениях детей; решения коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» (от 25.05.94 г. № 12/1), Устав учреждения, Положения о структурных подразделениях, воспитательная система ЦРТДиЮ, образовательные программы учебных отделов ЦРТДиЮ, предметные учебные программы, план массовых мероприятий ЦРТДиЮ.

   В настоящее время  педагогический коллектив  Центра развития  творчества детей и юношества г. Энгельса в качестве одной из главных задач определяет и реализует задачу модернизации содержания и форм образовательно-оздоровительной деятельности, информационно-методического, нормативно-правового и кадрового обеспечения организации досуга, оздоровления и занятости детей и подростков.

         В представленной программе раскрываются  структура и основные концепции культурно - досуговой деятельности.

Цель программы:

  • реальная, научно-выверенная организация процесса социального формирования личности,  имеющая высокую педагогическую культуру уплотненного, сбалансированного, бережного и целесообразного использования свободного времени;
  • формирование у подростков индивидуальной личностной культуры рационального обращения со временем собственной жизни, оптимального использования свободного времени;
  • способствование интенсивному включению детей и подростков в насыщенную по своим темпам и ритмам жизнь современного общества.

Задачи:

  1. Целенаправленная организация и повышение плотности каждой единицы свободного времени, используемого в социально-педагогической деятельности.
  2. Сознательная ориентация педагогов в процессе воспитания от прошлого через настоящее в будущее воспитанника с обязательным предвидением основных сущностных характеристик молодого поколения;
  3. Фактическая подготовка подрастающего поколения в его сегодняшнем дне к будущему прогрессу.
  4. Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
  5. Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической    культуры.
  6. Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности.
  7. Укрепление здоровья детей.

В рамках данной программы проводятся:

  • Заседания в «Клубе веселых именинников»;
  • Посвящение в воспитанники ЦРТДиЮ;
  • День открытых дверей;
  • Конкурс «Принцесса нашего Дворца»;
  • Гуляния «Широкая масленица»;
  • Караоке-шоу;
  • Праздничные программы «Солнечный город встречает гостей», посвященные празднованию Дня защиты детей;
  • Танцевально-игровые программы разнообразной тематики и др.

к началу:

Целевая программа "Семья"

Целевая программа "Семья"

«Семья — это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».

В. А. Сухомлинский

Педагогический коллектив  ЦРТДиЮ стремится к созданию открытой социально педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его  в разных ситуациях и, таким образом, приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развитию их личности, формированию ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

   Реализация программы будет осуществляться с использованием механизмов социального заказа и соглашений между государственными, муниципальными,  общественными организациями, бизнесом и учреждениями.

   Программа разработана на основе Программы «Патриотическое воспитание граждан России в 2006 – 2010 гг.», Концепции семейной политики Саратовской области на 2001 – 2005 гг., Программ развития и воспитательной работы ЦРТД и Ю на 2007 – 2009 гг.

Цель:  максимальное сближение интересов педагогов и родителей по формированию семейных ценностей у воспитанников.

Задачи:

  1. Создание условий для благоприятного взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах семейного воспитания.
  2. Выявление и удовлетворение образовательных и социально-воспитательных запросов семьи.
  3. Организация и проведение досуга детей и родителей.
  4. Стимулирование социализации детей с помощью различных видов творческой деятельности, формирование опыта детской самодеятельности, самоуправления.
  5. Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам семейного воспитания.
  6. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление ситуаций в процессе воспитания детей в системе «педагог-воспитанник-родитель».

В рамках данной программы проводятся:

  • Конкурс «Семейный круговорот»;
  • Праздничная программа «Вечная тема нашей любви»;
  • Выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Моя творческая семья», «Солнышко в маминых руках» и др.
  • Концертная программа «Мамино сердце»;
  • Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • Лекторий для родителей;
  • Консультации и беседы социального педагога и педагога-психолога Центра.

к началу:

Целевая программа "Моя малая родина - Покровск"Целевая программа "Моя малая родина - Покровск"

«С чего начинается Родина?
С    картинки   в   твоём   букваре,
с надёжных и верных товарищей,
 живущих    в    соседнем    дворе?
А    может    она   начинается 
с   той песни, что пела нам  мать?
С  того, что в любых испытаниях
 у  нас  никому  не  отнять…»

     История Отечества начинается с Малой Родины. Куда бы не занесла нас судьба, мы всегда помним о доме, в котором родились, об улице, по которой первый раз пошли в школу, о городе или поселке, с которым связаны самые светлые воспоминания детства, отрочества, юности. Большая история страны и населяющего ее народа складывается из множества историй малых и больших городов, деревень, отдельных человеческих судеб.

     У города Энгельса (Покровска) и Саратовской губернии богатая история и традиции, разнообразные виды флоры и фауны, сохранить их – наша задача.

     Программа «Моя малая Родина» является одной из составных частей концепции воспитательной системы ЦРТДиЮ в разделах «Край родной» (экологическое и краеведческое воспитание) и «Патриот» (гражданско-патриотическое воспитание) и разработана  на основе государственных программ:

  • «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
  •  «Отечество» (программа туристско – краеведческого движения  учащихся РФ)

    Одним из содержаний деятельности воспитанников станут поиски и исследования по истории, экономике, природе и культуре родного края с проведением  походов, экскурсионных поездок, посещений государственных музеев.

Концепция целевой программы «Моя малая Родина»

     Программа «Моя малая Родина» разработана на основе изучения состояния краеведения и экологии, гражданско-патриотического воспитания в Энгельсском муниципальном районе и Саратовской области, деятельности Центра развития творчества детей и юношества, сложившихся традиций и особенностей краеведческой и гражданско-патриотической работы в Поволжском регионе.

      Целью программы является:формирование у обучающихся ЦРТДиЮ интереса к истории  родного края, экологического мировоззрения и культуры, воспитание патриотизма и гражданской позиции.

      Задачи:

  • Воспитание любви к малой Родине, осознание воспитанниками своей причастности к её судьбе, историческому прошлому, настоящему и будущему.
  • Формирование гражданской позиции и воспитание патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми заслугами наших земляков.
  • Исследование и сохранение флоры и фауны Саратовской области.
  • Обновление содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию в  ЦРТДиЮ.
  • Создание познавательных программ по краеведению и экологии с использованием инновационных педагогических и воспитательных технологий.

В рамках данной программы проводятся:

  • Автобусные и пешеходные экскурсии «Старый Покровск – исчезнувший и сохранившийся»;
  • Экскурсии в Музей Боевой Славы ЦРТДиЮ;
  • Лекторий «Город Энгельс в годы войны», «Наши земляки – Герои Советского Союза»;
  • Экологический форум «Экология и война»;
  • Социальные акции, исторические гостиные и др. ;
  • Игровые и познавательные программы различной тематики.

к началу:

Целевая программа "Родники"

Целевая программа "Родники"

«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

     Из далекого прошлого, сквозь века, наш народ пронес любовь к прекрасному.  Как легенды и песни, так и  вся народная культура и искусство, передаваясь из поколения в поколение, бережно сохранялись и преумножались. В настоящее время  всё большее давление поп-культуры приводит к потере самобытности, забыванию собственных традиций и обращению к иностранным праздникам и обрядам. Унификация культуры, внедрение глобальных культурных стандартов, приводит к потере национальных особенностей, что наиболее часто проявляется  в молодёжной среде.

     Реализация целевой программы «Родники» должна помочь обучающимся познакомиться  с истоками народной культуры, обычаями и традициями народов, населяющих Россию, содействовать осознанию необходимости сохранения культурного наследия предков.

     Цель программы: Формирование у обучающихся  интереса к народной культуре, традициям и обычаям и осознанной необходимости в их пропаганде и сохранении.

      Задачи:

  •  Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся в области изучения и пропаганды культуры, обычаев и традиций  народов, населяющих Россию;
  •  Сформировать и развить интерес к народной культуре со стороны всех участников образовательного процесса;
  • Сформировать у обучающихся сознание необходимости изучения и сохранения  культурного наследия предков.

     Основные направления реализации программы «Родники»:

1.         Реализация подпрограммы «Родники» через образовательную деятельность. 
     Осуществляется с помощью:
-  введения в образовательные программы ЦРТДиЮ тем, нацеленных на пропаганду истории, культурного наследия, традиций, обычаев, народных ремесел и традиционных видов прикладного и изобразительного искусства народов России для обеспечения реализации творческих возможностей всех участников образовательного процесса;
-  создание в детских объединениях благоприятных условий воспитательной деятельности на основе культурных традиций и обычаев народов России. 

2.   Реализация программы «Родники» через культурно-досуговую деятельность.

     Осуществляется по двум направлениям, тесно взаимосвязанным между собой:

     а)   Реализация программы через выставочную деятельность:  

     На протяжении последних лет осуществляется работа по организации тематических выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества, участие в которых наряду с детьми принимают родители и педагоги. При организации выставок также осуществляется  сотрудничество с коллективами других образовательных учреждений.

     В рамках выставочной деятельности поддерживается постоянная связь с научными сотрудниками музеев и картинных галерей, а также с общественными организациями, занимающимися популяризацией прикладных видов творчества.

б)  Реализация программы через работу в социуме:

     Данное направление реализации целевой программы осуществляется через:

-   проведение культурно-массовых мероприятий различных уровней, как на базе Центра, так и на базе других образовательных учреждений (городские и районные конкурсы прикладного и изобразительного творчества, традиционный фестиваль детского творчества «Детских рук мастерство» и т.п.);

-   муниципальные выставки-ярмарки с развлекательными и обучающими конкурсами, собирающие большое количество зрителей (День города, Международный день защиты Детей, народные гуляния «Широкая масленица» и т.п.);

-   проведение интерактивных программ в образовательных учреждениях города и района, рассказывающих о народных традициях и обычаях («Параскева-Пятница», «Крещенский вечерок», «Пасхальная сказка», «Починки» и т.п.).

3.      Реализация программы «Родники» через научно-методическую деятельность: 

  • Обобщение и распространение педагогического опыта в области дополнительного образования детей по прикладным и изобразительным видам искусства;
  • Создание банка данных  методических разработок по организации и проведению и мероприятий, посвященных изучению и пропаганде народной культуры;
  • Создание видеотеки «Народные ремесла. Обычаи. Традиции»;
  • Оказание методической  помощи педагогам, работающим по целевой программе «Родники»;
  • Совместная деятельность с психологической службой Центра по диагностированию учебно-воспитательной деятельности в рамках данной целевой программы
  • Популяризация декоративно-прикладного и изобразительного творчества через средства массовой информации и  в сети Интернет;
  • Организация мастер-классов по прикладным и изобразительным видам искусств для педагогов, родителей, воспитанников Центра, а также педагогов и  обучающихся других образовательных учреждений;
  • Издание авторских методических разработок педагогов отдела «Мастер.RU»;
  • Организация рекламных акций для формирования интереса к декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
  1. Реализация программы «Родники» через информационно-просветительскую деятельность:

      Все направления реализации программы «Родники» взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 В рамках данной программы проводятся:

  • Выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества разнообразной тематики;
  • Персональные выставки воспитанников Центра;
  • Интерактивные занятия: «Параскева - Пятница», «Раз в Крещенский вечерок», «Пасхальная сказка»;
  • Конкурс проектов декоративно-прикладного творчества «Детских рук мастерство» и др.

к началу:

Программа развития ЦРТДиЮ